Mars One (рус. Марс-один) — частный проект, руководимый Басом Лансдорпом и предполагающий полёт на Марс с последующим основанием колонии на его поверхности и трансляцией всего происходящего по телевидению[2].
Mars One | |
---|---|
Общие сведения | |
Страна | Нидерланды |
Организация | Mars One and Interplanetary Media Group |
Задачи | Колонизация Марса |
Полётные данные корабля | |
Название корабля | Mars Transit Vehicle[1] |
Полётные данные экипажа | |
Членов экипажа | 4 (первая группа) |
![]() |
Организационно проект состоял из двух юридически независимых организаций: некоммерческой Mars One Foundation, отвечающей за реализацию проекта и коммерческой Mars One Ventures AG, которой были переданы все права на телетрансляции и символику Mars One, и доходы которой должны были финансировать проект. 15 января 2019 Mars One Ventures AG в судебном порядке была признана банкротом и ликвидирована. Хотя решение суда формально не затронуло Mars One Foundation, закрытие Mars One Ventures оставило проект без источников финансирования[3].
По заявлению самой организации она не является аэрокосмической компанией и все работы по разработке, производству и запуску космических аппаратов будут переданы субподрядчикам. Штат компании составляет 8 человек[4].
График работ, техническая и финансовая осуществимость проекта, а также этичность действий его основателей неоднократно ставились под сомнение учёными и специалистами аэрокосмической отрасли[5][6][7][8][9][10][11][12].
Все этапы проекта, которые планировалось и планируется реализовать на протяжении 2011—2029 годов, описаны на официальном сайте Mars One[13]. Каждый из этапов миссии, начиная с четвертого, дважды переносился на 2 года вперед[14][15].
15 января 2019 года суд швейцарского кантона Базель-Штадт признал банкротом компанию Mars One Ventures AG и отдал судебное распоряжение о ее ликвидации. Основатель компании Бас Лансдорп, подтвердил это сообщение и заявил, что ведет переговоры с властями и инвестором для поиска решения, но не раскрыл каких-либо деталей. Ликвидация компании ставит под вопрос дальнейшее финансирование проекта[3].
В 2013 году Mars One начали отбор будущих астронавтов, которые будут обучаться необходимым навыкам, будут проходить тесты на длительное нахождение в закрытом пространстве в симуляторах ракеты и колонии. В состав группы астронавтов обязательно будут входить оба пола. Минимальный возраст для подачи заявления на участие — 18 лет[18], максимальный — 65 лет; подать заявление могут граждане любых стран. Приоритет имеют высокообразованные, умные, здоровые люди с научно-техническим образованием. Заявки на участие начали приниматься в первом квартале 2013 года. Процедура подачи заявки является бесплатной, однако, для подтверждения серьёзности намерений кандидата необходимо внести пожертвование в размере до 40 долларов США, в зависимости от государства, в котором живёт человек. В июне 2013 на сайте проекта зарегистрировалось более 85 тысяч человек со всей Земли, выразив таким образом своё желание полететь на Марс, многие из них подали заявление на участие в отборе; в августе число желающих превысило 100 тыс. человек[19][20], а позднее составило более 165 тыс.[21][22]. Окончание первого этапа отбора планировалось на конец августа 2013 года. Затем, как заявляют на официальном сайте проекта, будут проведены локальные встречи с участниками, в их государствах. Окончательное решение о том, кто полетит на Марс, и о том, кто будет первым человеком, ступившим на Марс, оставлено зрителям.
10 сентября 2013 года руководители проекта Mars One сообщили о завершении первого тура сбора заявок на участие в опыте по колонизации Марса. За пять месяцев желание принять участие в миссии «невозвращенцев» выразили 202 586 человек из 140 стран мира.
Больше всего заявок поступило из США — 24 %. На втором месте находится Индия с 10 % от общего числа запросов, далее следуют: Китай (6 %), Бразилия (5 %), Великобритания (4 %), Канада (4 %), Россия (4 %), Мексика (4 %), Филиппины (2 %), Испания (2 %), Колумбия (2 %), Аргентина (2 %), Австралия (1 %), Франция (1 %), Турция (1 %), Чили (1 %), Украина (1 %), Перу (1 %), Германия (1 %), Италия (1 %) и Польша (1 %).
Из общего количества кандидатов отборочный комитет Mars One отберёт потенциальных поселенцев. Прошедшие первый тур получили уведомления об этом в январе 2014 года[23]. В ближайшие два года будет проведено еще три дополнительных отборочных тура, и к 2015 году планируется отобрать 6-10 групп по четыре человека[24].
По результатам первого тура было отобрано 1058 (из более чем 200 000) человек из 107 стран. В том числе жители США — 297 человек, Канады — 75, Индии — 62, России — 52 человека[25]. Из Польши первый этап отбора прошли 13 человек, из Украины 10, из Белоруссии 5 (трое мужчин и две женщины), из Литвы два, а из Латвии один[26].
Распределение 1058[источник не указан 2568 дней] отобранных кандидатов для второго тура в соответствии с академической степенью[27]
Бакалавры (33 %)
Магистры (15 %)
PhD (8 %)
Младшие специалисты (3 %)
Медики (3 %)
Юристы (1 %)
Другие (37 %)
30 декабря 2013 года Mars One анонсировал второй тур программы отбора космонавтов. Кандидаты, прошедшие во второй тур, прошли комплексное медицинское обследование и представили результаты отборочной комиссии Mars One до 8 марта 2014[28].По результатам медицинского обследования из 1058 человек осталось 705[29][30] — из 99 стран. Из оставшихся кандидатов больше всего — жителей США — 204 человека, Канады — 54, Индии — 44, России — 36, Австралии — 27, Великобритании — 23. По уровню образования: 23 человека — младшие специалисты, 9 — юристы, 12 — медики, 253 — не имеют научной степени, 229 — бакалавры, 114 — магистры и 65 — кандидаты наук.[источник не указан 2568 дней] Также Mars One начинает работу по моделированию марсианской базы для будущих колонистов[31]. Руководителем проекта назначен Кристиан фон Бенгтсонruen[32].
15 февраля 2015 года Mars One объявил кандидатов, прошедших в третий отборочный тур. Отбор производился по результатам персональных онлайн-собеседований с 660 кандидатами-участниками второго тура. Собеседования проводил д-р Норберт Крафт, главный врач проекта. В ходе этих интервью потенциальные участники проекта должны были продемонстрировать командный дух, мотивацию для участия в экспедиции, которая полностью изменит их жизнь, а также понимание рисков, которые они берут на себя. «Нас впечатлило, насколько сильны были кандидаты, участвовавшие в собеседованиях; это сильно затрудняло отбор», — заявил д-р Крафт. В числе кандидатов мужчины и женщины представлены поровну[33]. Среди вышедших в третий тур больше всего (33 человека) жителей США, на втором месте — Австралия (7 человек), третье-пятое места делят Россия, Великобритания и Южная Африка (по 5 человек). Четырьмя кандидатами представлена Канада, тремя — Индия и Польша, двумя — Германия, Иран, Испания, Китай, Филиппины и Япония, по одному кандидату из Австрии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Вьетнама, Дании, Египта, Ирака, Ирландии, Италии, Нигерии, Новой Зеландии, Норвегии, Пакистана, Румынии, Сербии, Словении, Украины, Франции, Хорватии, Чехии и Швейцарии. Всего в числе кандидатов 39 человек из Америки, 31 из Европы, 15 из Азии, 8 из Океании и 7 из Африки[34].
Четвёртый тур станет последним. Он будет транслироваться по всему миру. Отборочная комиссия сформирует международные группы по 4 человека в каждой. Они должны показать свою способность жить и работать вместе в трудных условиях. Эти группы получат свой первый короткий тренинг в условиях, близких к марсианским.[35]
По окончании первой отборочной серии до 6 групп по 4 человека войдут в штат отрядов астронавтов Mars One, после чего они будут готовиться к миссии. Целые команды и отдельные лица могут быть отстранены от миссии, если они покажут свою непригодность.[35]
Астронавты должны будут изучить навыки и получить знания в самых разных дисциплинах.
Способность справляться с трудностями условий жизни на Марсе станет важным критерием отбора. Выбор астронавтов изначально будет зависеть от физической возможности справляться с ними. Также они пройдут обучение для наиболее эффективной адаптации к ним.
Подходящие сроки запусков к Марсу ограничены наиболее благоприятным взаимным расположением планет, и будут осуществляться по гомановской орбите. Стартовое окно открывается каждые 2 года[36]. Полёт пилотируемого корабля к Марсу займёт около 7 месяцев (~210 дней)[37], для минимизации воздействия космического излучения на организмы членов экипажа. Грузовые миссии могут длиться дольше для экономии топлива.
В начале 2014 г. Mars One начала подготовку посадочного модуля, который отправится на Марс в рамках первого этапа первой частной миссии. И для реализации первого этапа всей программы компания Mars One привлекла известную компанию Lockheed Martin в качестве партнера по созданию первого опытного образца посадочного модуля, который отправится к Марсу в 2020 году. Базой посадочного модуля Mars One станет посадочный модуль NASA Phoenix, который совершил посадку на Марс в 2008 году и был разработан и изготовлен компанией Lockheed Martin. Правда, состав научного оборудования модуля Mars One будет существенно отличаться от состава оборудования модуля Phoenix, и для модуля Mars One потребуется большее количество энергии. Это станет причиной того, что солнечные батареи нового модуля будут иметь большую площадь и несколько другую форму, нежели батареи модуля-предшественника.[38]
Связь планируется осуществлять при помощи спутников, расположенных на орбите вокруг Солнца, Марса и Земли[39]. Минимальное расстояние от Земли до Марса — 55 миллионов километров, максимальное — 400 миллионов километров, когда Марс не скрыт от Земли Солнцем. Скорость сигнала связи равна скорости света, минимальное время до прибытия сигнала — 3 минуты, максимальное — 22. Когда Марс скрыт от Земли Солнцем, связь без ретрансляционных промежуточных спутников невозможна. Будут доступны текстовые, аудио- и видеосообщения. Пользование Интернетом ограничено ввиду длительной задержки сигнала, однако предполагается наличие у колонистов сервера с презагруженными данными, которые они могут в любое время просматривать и которые должны временами синхронизироваться с земными. Жизнь колонистов будет транслироваться на Землю круглые сутки[39].
Спонсорами проекта являются[40]:
|
|
За время со старта проекта до марта 2015 года проект привлёк около 800 тысяч долларов инвестиций и пожертвований, из них около 300 тысяч — из США[41].
Представители Mars One посетили следующих производителей космического оборудования и материалов. С двумя из них — Paragon Space Development и Lockheed Martin были заключены контракты, суть и детали которых не опубликованы[42]:
Данные, полученные аппаратурой на борту транзитной капсулы, доставившей марсоход Curiosity, показали, что радиоактивное облучение для миссии постоянного поселения будет находиться в пределах установленных границ, принятых космическими агентствами[45].
В исследованиях, опубликованных в журнале Science[46] в мае 2013, подсчитано, что радиоактивное облучение за 360-дневный полёт туда и обратно составляет 662 ± 108 миллизивертов (мЗв) — как измерения детектором радиоактивной экспертизы (RAD) (англ.). Исследования показывают, что 95 % радиации, принятой прибором RAD приходится на галактические космические лучи, от которых трудно защититься без использования непозволительно большой экранирующей массы[47]. В 210-дневном путешествии поселенцы Mars One получат дозу радиации, равную 386 ± 63 мЗв, учитывая за стандарт самые свежие данные измерений. Облучение будет ниже верхней границы принятых норм в карьере космонавтов: в Европейском, Российском и Канадском Космических Агентствах предел составляет 1000 мЗв, в НАСА — 600—1200 мЗв, в зависимости от пола и возраста.
На пути к Марсу команда будет защищена от солнечных частиц конструкцией космического корабля. Экипаж получит общую экранирующую защиту в 10-15 г/см²[45] для всего корабля в течение всего полёта. В случае солнечных вспышек или всплесков солнечной радиации (англ.) этого экранирования будет недостаточно, и космонавты, получив сигнал от бортового дозиметрического контроля и системы тревожного оповещения, будут пережидать в более защищённой части корабля. Выделенное радиационное убежище будет окружено резервуаром с водой, что обеспечит дополнительную защиту на уровне 40 г/см². Космонавтам следует ожидать всплески солнечной радиации в среднем 1 раз в 2 месяца — всего около 3 или 4 за всё время полёта, при этом каждый из них обычно длится не больше пары дней.
Марсианская поверхность получает больше радиации, чем земная, но и там радиация также в значительной мере блокируется. Радиоактивное облучение на поверхности — 30 мкЗв (микрозивертов) в час в период солнечного минимума, во время солнечного максимума доза эквивалентного облучения понизится на фактор два[48]. Если поселенцы станут проводить около трёх часов из 3 суток на поверхности Марса вне жилого комплекса, их собственное облучение составит 11 мЗв в год. Жилые модули Mars One будут покрыты несколькими метрами почвы, что обеспечит надёжную защиту даже от галактического космического излучения. 5 метров грунта обеспечат защиту, идентичную земной атмосфере и эквивалентную экранированию 1000 г/см². С помощью системы прогнозирования в убежище в жилых модулях можно будет избегать всплесков солнечной радиации.
210-дневный полёт приведёт к облучению в 386 ± 63 мЗв[45]. На поверхности колонисты будут получать дозу радиации в 11 мЗв в год — в ходе их деятельности «под открытым небом». Это означает, что поселенцы смогут провести около шестидесяти лет на Марсе до превышения ограничений, принятых в ЕКА в их карьере космонавтов.
Выражаются сомнения как в технической реализуемости проекта, так и в его финансовой организации.[49]
В середине марта 2015 года, один из 100 финалистов, ирландский физик Джозеф Рош, дал интервью, в котором разоблачает финансовую и организационную несостоятельность проекта. В частности он сообщил, что организаторы проекта надеются получить финансовые средства от самих кандидатов на колонизацию Красной планеты: «Проходя процедуру отбора, вы получаете очки, но единственный способ набрать их — за счёт покупки товаров под маркой Mars One или жертвуя деньги фонду… В феврале финалисты получили список советов и рекомендаций по общению с прессой. Там говорится: „Если вам предложили гонорар за интервью, мы просим пожертвовать 75 процентов от него Mars One“». Однако гораздо больше учёного встревожила крайне небрежная процедура отбора и тестирования будущих покорителей Марса. Вместо многочасового личного интервью и прохождения психологических и психометрических тестов главный медицинский специалист проекта поговорил с Рошем десять минут по Skype, задавая общие вопросы по тексту о Марсе, розданному месяц назад. «Любительское видео, небрежно заполненный бланк заявки, короткое интервью по Skype — вот и вся информация, которую они собрали», — сказал он[50].
В документальном фильме российского производства «Обретение Марса» руководители проекта «Mars One» были открыто названы мошенниками, выманивающими у людей деньги.[51]